Право интеллектуальной собственности, Интеллектуальное право

В данной статье мы определим место интеллектуальной собственности в системе ее правовой охраны; понятие интеллектуальной собственности, основные институты; предмет и метод правового регулирования.
1. Понятие интеллектуальной собственности
Происхождение термина "интеллектуальная собственность" в доктрине права обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века. Именно во Франции зародилась традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву, опиравшаяся на теорию естественного права – "нет собственности, принадлежащей человеку более чем та, которая является результатом его умственного труда".
Обозначение совокупности прав на объекты авторского, патентного права термином "интеллектуальная собственность", в большей степени, является условным и своего рода данью исторической традиции. Окончательно же термин "интеллектуальная собственность" был узаконен Конституцией РФ от 12.12.1993г., в ст.44 которой отмечается , что "интеллектуальная собственность охраняется законом"
В Гражданском кодексе РФ термин "интеллектуальная собственность" носит собирательный характер, обозначая собой все права на результаты творческой деятельности и некоторые приравненные к ним объекты.
Таким образом, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – ЭТО совокупность прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а так же на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств.
2. Основные институты интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность подразделяется на 5 (пять) относительно самостоятельных институтов:
  1. Авторское право
  2. Права смежные с авторскими (смежные права)
  3. Патентное право
  4. Средства индивидуализации
  5. Иные объекты интеллектуальной собственности
Остановимся чуть подробнее на каждом из них:
АВТОРСКОЕ ПРАВО - это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Основополагающими принципами авторского права являются: свобода творчества, сочетание личных интересов с интересами общества, неотчуждаемость личных неимущественных прав, свобода авторского договора.
СМЕЖНЫЕ ПРАВА – это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с созданием и использованием исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания. Смежные права базируются на тех же принципах, что и авторское право, за некоторыми упущениями, о которых мы расскажем позже. Однако, считаем необходимым отметить, что авторские права и смежные права настолько близки друг с другом, что отграничить их друг от друга бывает весьма затруднительно.
ПАТЕНТНОЕ ПРАВО - это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (объекты патентного права). Основными принципами патентного права являются: _______
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ участников гражданского оборота, производимых ими товаров (работ, услуг) – это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с использованием, в целях должной индивидуализации, товарных знаков (знаков обслуживания), наименований мест происхождения товаров (НМПТ), фирменных наименований и коммерческих обозначений. Каждый из указанных объектов имеет особое назначение и отличительные признаки, направленные на предмет индивидуализации (что индивидуализирует конкретное средство индивидуализации).
ИНЫЕ ОБЪЕКТЫ интеллектуальной собственности – это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с созданием и использованием селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, коммерческой и служебной информации, открытий и некоторых других объектов, не вошедших в вышеуказанные институты ИС. Создание такого института (особой группы объектов ИС) обусловлено многообразием результатов творческой деятельности, в результате чего возникают такие творения, классифицировать которые, в силу присущих им уникальных признаков, представляется весьма затруднительным и нецелесообразным. Поэтому такие "нетрадиционные объекты" были определены доктриной права в отдельную группу (институт ИС).
На этом общую характеристику интеллектуальной собственности как объекта правовой охраны мы завершаем. Далее остановимся на рассмотрении вопросов правовой охраны каждого института ИС более подробно.

Средства индивидуализации

Средствам индивидуализации посвящена глава 76 Гражданского кодекса РФ, позволяющая выделять 2 (две) основные группы:
1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, предприятий), к которым относятся фирменные наименования и коммерческие обозначения;
2. Средства индивидуализации товаров (работ, услуг), производимых участниками гражданского оборота, к которым относятся товарные знаки (знаки обслуживания), общеизвестные товарные знаки, коллективные знаки, наименования места происхождения товаров.
Указанный список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Так, российский законодатель не признает исключительное право на такие средства индивидуализации, как доменное имя или юридический адрес организации.