Регистрация Брендов

В данном разделе Вы получите исчерпывающие ответы на вопросы регистрации Торговых марок (брендов).

Как защитить Бренд?

Раздел посвящен вопросам защиты и применения мер ответственности к нарушителям прав на ТМ.

Распоряжение Брендом

В разделе подробно освящаются вопросы распоряжения правами на Торговые марки; Виды договоров и пр.

ТОРГОВАЯ МАРКА (ТМ) – это условное обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров, работ и/или услуг конкретного изготовителя (правообладателя); - это то обозначение, под которым предприниматель реализует свои товары и услуги, выпуская их в торговый оборот.
БРЕНД - это понятие маркетинговое и используется для обозначения комплекса информации о компании, продукте или услуге. Таким образом, понятие "бренд" - более широкое, по сравнению с торговой маркой, и может включать в себя, корпоративный стиль в одежде (форменная одежда); особое оформление точек продаж (офисов); фирменное наименование; коммерческое обозначение; деловую репутацию и прочие маркетинговые инструменты.
ТОВАРНЫЙ ЗНАК - является синонимом "торговой марки"; - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; Исключительное право на Товарный знак удостоверяется свидетельством о регистрации.
ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ - является синонимом "торговой марки"; - это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Правила о товарных знаках (ТЗ) соответственно применяются к знакам обслуживания.
ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ – это обозначение, под которым коммерческое юридическое лицо выступает в гражданском обороте. Оно указывается в учредительных документах и Едином государственном реестре юридических лиц. Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента создания юридического лица.
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ – это обозначение, предназначенное для индивидуализации торговых, промышленных и иных предприятий, принадлежащих лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность. Не стоит путать коммерческое обозначение с Товарным знаком, так как товарный знак индивидуализирует не предприятие, а товары (работы, услуги) производителя.
ОБЩЕИЗВЕСТНЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК – это обозначение, ставшее в результате интенсивного использования широко известным среди потребителей в отношении товаров лица и признанное таковым в установленном порядке. Общеизвестным может быть признан как уже зарегистрированный товарный знак, так и обозначение, используемое в качестве товарного знака. Наличие признаков общеизвестного товарного знака может подтверждаться территорией и объемом реализации товаров, среднегодовым числом потребителей, затратами на рекламу, опросами потребителей и иными сведениями.
Прежде, чем запускать процесс регистрации торговых марок мы всегда рекомендуем осуществить предварительную проверку на возможность регистрации обозначения в качестве товарного знака. Законодательством предусмотрен достаточно широкий перечень оснований для отказа в такой регистрации, в том числе: наличие уже зарегистрированного товарного знака; наличие поданной заявки на товарный знак; отсутствие различительной способности обозначения и проч.
В нашей Компании практикуются 2 (два) вида проверок: Бесплатная, - когда осуществляется поиск среди уже зарегистрированных торговых марок; и Платная, - когда поиск осуществляется так же среди поданных на регистрацию заявок. Подробнее о таких проверках Вы можете прочитать здесь.
Проверка (поиск) среди зарегистрированных торговых марок мы осуществяем бесплатно. Проверка же среди поданных на регистрацию заявок производится за плату - 15.000 рублей.
Бесплатную проверку мы осуществляем в течение 24 часов; Платная проверка среди поданных на регистрацию заявок, включая составление юридического заключения по результатам такой проверки, осуществляется в течение 10 (десяти) дней.
В результате проведения платной проверки Вы получаете мотивированное юридическое заключение о возможности регистрации обозначения в качестве товарного знака (будет зарегистрирован товарный знак или нет?).
Если Вы хотите, что бы конечный потребитель различал именно Ваш продукт среди множества других товаров, и при этом желаете что бы никто иной под Вашим брендом не производил аналогичные товары (работы, услуги), - необходимость регистрации товарного знака очевидна! В настоящий момент в российском законодательстве не предусмотрено лучшей меры охраны бренда, нежели регистрация обозначения в качестве торговой марки.
Торговая марка (бренд) охраняется только в той стране, в патентном ведомстве которой она зарегистрирована. В России таким патентным ведомством является Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Регистрация ТМ осуществляется путем подачи соответствующей заявки в Роспатенте через Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).
Заявка на регистрацию торговой марки должна содержать перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых испрашивается государственная регистрация ТМ и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) для регистрации знаков. Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) была официально признана 15 июня 1957г. на Ниццкой дипломатической конференции. В настоящий момент применяется уже 10 (десятая) редакция МКТУ.
Стандартные сроки регистрации торговой марки составляют от 8 до 14 месяцев, которые складываются из трех последовательных этапов:
I ЭТАП: Формальная экспертиза - 1 месяц с момента подачи заявки в Роспатент;
II ЭТАП: Экспертиза заявленного обозначения - примерно 5 месяцев с момента прохождения формальной экспертизы. Отдельно отметим, что законом точные сроки НЕ установлены.
III ЭТАП: Регистрация в реестре товарных знаков и выдача Свидетельства на ТМ - 2 месяца с момента вынесения решения о возможности регистрации бренда.
Размер государственной патентной пошлины за регистрацию торговой марки зависит от количества товаров (работ, услуг), для которых товарный знак регистрируется и составляет 30.400 + 2.050 рублей за каждый класс МКТУ* свыше 1 (одного).
Интеллектуальные права на Торговые марки охранятся законом. К нарушителям могут быть применены меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Кроме того, рядом полномочий наделены Федеральная таможенная служба и Федеральная Антимонопольная служба. Некоторые споры рассматриваются в Палате по патентным спорам и Суде по интеллектуальным првам. Настоятельно не рекомендуем осуществлять защиту Торговой марки самостоятельно, без привлечения специалиста по интеллектуальным правам.
Гражданская ответственность, в отличии от уголовной и административной, призвана обеспечить восстановление нарушенных прав и носит компенсационный характер. Так, вместо требования о возмещении убытков правообладатель торговой марки вправе требовать присуждения компенсации за нарушение исключительного права в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей за каждый случай незаконного использования торговой марки или за допущенное нарушение в целом.
В рамках административной ответственности предусмотрены два состава правонарушения (ст. 14.10, ст. 14.33, КоАП РФ): незаконное использование товарного знака и недобросовестная конкуренция. В целом, в рамках административного дела можно обеспечить доказательственную базу для взыскания компенсации в рамках гражданского дела; Размер административной ответственности бывает достаточно невелик.
В рамках уголовной ответственности (статья 180 УК РФ) за нарушение исключительно права на товарный знак предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет. Незаконное использование чужого товарного знака, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
В соответствии с законом только правообладатель вправе осуществлять использование торговой марки для индивидуализации товаров и услуг, в отношении которых она зарегистрирована. Использование другими лицами тождественных или сходных с торговой маркой правообладателя обозначения в отношении однородных товаров и услуг без согласия правообладателя является нарушением исключительного права, за которое установлена предусмотренная законом ответственность.